Акустический режим города

Шум-один из ведущих факторов окружающей среды, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения крупных городов.Основными источниками внешнего шума в городах являются автомобильный, рельсовый и авиационный транспорт, промышленные предприятия, строительные машины и агрегаты, трансформаторные подстанции. В нашем городе насчитываются сотни тысяч передвижных и стационарных источников внешних шумов, которые в большинстве случаев находятся в непосредственной близости от жилых домов, создавая тем самым условия акустического дискомфорта для жителей. Постоянное воздействие на организм человека шумов увеличивает нервное напряжение, приводит к ухудшению условий отдыха, снижению умственной работоспособности, повышенной раздражительности, нарушению сна и способствует возникновению ряда заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы болезней желудочно-кишечнога-тракта. Поэтому проблема изучения акустического режима жилых районов города, разработки и внедрения мероприятий по борьбе с шумом, прогнозирования и обеспечения комфортных условий в районах перспективной застройки города является весьма актуальной. Актуальность таких исследований обусловлена еще и необходимостью оценки реальной стоимости земельных участков, выделяемых под жилую застройку. Исходной базой данных об уровнях шума в жилой застройке от различных источников является карта шума. В рамках ТерКСОП учеными и специалистами Нижегородского медицинского и архитектурно-строительного институтов, научно-производственного центра "Медин-текс", областного ЦСЭН по заявке городского комитета по экологии выполнены углубленные исследования акустического режима города (замеры уровней шума от разных источников, интегральная оценка шумового режима, разработка рекомендаций по оптимизации акустического режима, шумозащитных рекомендаций и др.), так как существующая карта шума города разработана преимущественно на основе расчетных данных в связи с недостаточным объемом натурных исследований. Исследованиями установлено, что городской шум достигает величин, представляющих опасность для здоровья населения, поэтому в крупных городах постоянно увеличивается число людей, высокочувствительных к воздействию шума, постоянно возрастает употребление лекарственных средств от бессоницы. Особенно неблагоприятно сочетанное воздействие химического загрязнения атмосферы и шума, что характерно и для нашего города. Результаты исследований шума от автотранспорта, который является наиболее значительным источником загрязнения, показали, что интенсивность и структура транспортных потоков на автомагистралях города создают различия в уровнях шума не только у источника, но и на жилой территории, прилегающей к магистралям. Высокая интенсивность движения, уровень шума на примагистральной территории и, как следствие, наиболее неблагоприятный акустический режим в целом наблюдаются в Московском, Канавинском и Ленинском районах. В Советском и Нижегородском районах акустический дискомфорт несколько выше, чем в Приокском районе. Интегральная оценка акустического режима (в баллах) отдельных районов и города в целом характеризуется следующим образом:
Московский -53,1
Канавинский - 38,9
Ленинский - 32,9
Нижегородский - 31,0
Советский - 29,5
Автозаводский - 28,4
Приокский - 23,8
Сормовский -13,9


в среднем по городу - 31,6

Дополнительный акустический дискомфорт создается в местах размещения остановок общественного транспорта, особенно страдают от этого жильцы рядом расположенных зданий.

Высокие уровни шума на селитебной территории создаются на площадях города, где происходит скопление транспортных средств в большом количестве, а жилая застройка находится в непосредственной близости от проезжей части. Это площади: Комсомольская, Революции, Минина, Горького, Свободы, Сенная, Маркина, Лядова. Расчеты показали, что превышение ПДУ на примагистральной жилой территории в целом по городу составляет в среднем 2 раза, в Московском районе до 3,3 раза. Плотность и характер жилой застройки, близость ее к магистралям, а также протяженность и плотность у лично- дорожной сети, интенсивность движения транспорта и уровни создаваемого ими шума определяют численность горожан, проживающих в условиях акустического дискомфорта. Ориентировочное число жителей, проживающих на примагистральных территориях в зоне воздействия шума выше предельно допустимых уровней, достигает 260 000 человек.


Таблица.

Доля населения города проживающего в условиях акустического дискомфорта.

район городачисло жителей,проживающих в условиях акустического дискомфорта% от числа жителей района
Всегов том числе до 14 лет
Московский3308670922
Канавинский34260541320
Нижегородский33816664424
Советский38962800322
Ленинский2592454415
Автозаводский620461358718
Приокский13200280612
Сормовский18730365010
Всего2602425135617,8

Наибольшая доля населения проживает в условиях неблагоприятного шумового воздействия в Канавинском (20 %), Московском и Сормовском районах (по 22 %), а также в Нижегородском районе (24 %). Причем в двух последних районах это может быть обусловлено высокой плотностью застройки и близостью к магистралям с большой интенсивностью движения. В целом можно предположить, что в зоне акустического дискомфорта проживает около 50 000 детей до 14 лет.

Железнодорожный транспорт в городской черте также является виновником акустического дискомфорта в районе улиц Акимова, Запорожской, Гороховецкой, Марксистской, Архангельской и Пахомова. Здесь допустимые уровни в ночное время превышаются в 1,5...2,0 раза. Наибольшему влиянию шума от железнодорожных источников подвержены селитебные территории Канавинского, Сормовского и Автозаводского районов.

Влияние авиационных шумов на селитебную территорию сказывается через трассы полетов. Они проходят над Автозаводским, Московским, Сормовским, а при неблагоприятных метеоусловиях - над Ленинским и Приокским районами. Здесь регистрируются уровни шума, превышающие ПДУ в 2...9 раз.

В зону акустического дискомфорта от авиационных шумов попадают не только жилые здания, но и лечебно - профилактические, детские дошкольные учреждения, школы.

Зоны с локальными участками акустического дискомфорта размещены в различных районах города и обусловлены шумами от ряда промышленных предприятий (стационарные источники): завода "Керамик", мясокомбината N 1, энергоподстанций и котельных.

В результате исследований и замеров получена карта шумового загрязнения города, разработаны общие направления шумозащитных мероприятий. В их основе лежит комплексный подход к решению проблемы: градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-конструкторские мероприятия, формирование общегородской системы зеленых насаждений, соблюдение санитарных норм и правил при проектировании и строительстве. Реализация комплекса мероприятий по городу в целом и по отдельным районам позволит существенно улучшить акустический режим города, особенно в проблемных, критических зонах, повысить комфортность условий проживания населения, снизить степень неблагоприятного влияния шума на самочувствие, работоспособность и здоровье жителей города.

Используются технологии uCoz